Проблема принятия вероятностных решений

Каждый день мы принимаем сотни решений. Иногда совершаются странные ошибки. Я смог найти момент в который они появляются.

Когда вы принимаете решение, вы не в состоянии гарантировать его верность. Любое решение. Любая сложность. На самом деле, практически всегда, можно увеличить вероятность того, что оно будет верно. Но практически всегда это будет нецелесообразно.

Пара примеров:

  1. Допустим перед вами стоит следующая задача: «Сколько стульев стоит в вашей комнате?». Вы не задумываясь окидываете взглядом комнату, и говорите, что стульев ровно 3. Уже через 5 секунд до вас доходит, что 1 стул скрыт дверью шкафа, и вы его не посчитали. Через несколько дней вы может быть вспомните, что у вас один походный стул лежит в самом шкафу. Несмотря ни на что, вы не можете гарантировать правильный ответ. Даже такая задача как сложение двух чисел ничего не гарантирует.
  2. Хождение по интернетам.
    Я без понятия как остальные люди ориентируются по сайтам. Могу говорить лишь за себя. Когда я ~6 лет назад попал на сайт torrents.ru, я пробыл на нем секунд 30. Я не смог скачать торрент-файл и просто ушел оттуда. Решение было принято вероятностно — не смог сделать за 30 секунд — проще найти более известными способами.

    Спустя несколько месяцев я узнал про торренты и научился ими пользоваться. Соответственно, получается, что надо было оставаться, регистрироваться и качать. Такая же ситуация была с rutor.org спустя год. Мне показалось, что сайт слишком агрессивен и я его закрыл.

Я утверждаю, что любое действие вероятностно. Другое дело, что вероятность сбоя может быть мала. Вроде бы простые примеры. Вроде бы очевидное утверждение. А теперь давайте посмотрим на удивительные следствия.

  1. Вы вынужденны доверять различным очевидным утверждениям, которые могут быть неверны. Основное и самое проблемное следствие. Найти очевидное утверждение, которое все считают за правду, а оно неверно не так тяжело. Я не буду приводить примеры, достаточно поискать по интернетам.
  2. Интереснейшая история с хабра.
    Краткое описание той статьи:

    1. Надо почистить два коммутатора по 42000$ каждый.
    2. Коммутаторы друг друга дублируют, если один выходит из строя, то второй берет нагрузку на себя, пакеты даже не теряются.
    3. Выделено окно с 2-х ночи до 8-ми утра.
    4. После чистки одного коммутатора он отказался включаться.
    5. Админ решил вырубить второй, так как, возможно, что он конфликтует с первым.
    6. Итог, оба коммутатора умерли. (аппаратный сбой, админ не виноват)
    7. Тех поддержка cisco, седина в волосах, несколько убитых суток, 3 убитых железки на сумму ~150000$, все работает, все счастливы.

    В чем суть? Суть в шаге номер 5. Админ принял вероятностное решение. Вероятность того, что железка умрет при выключении невероятно мала. При этом тут же в комментарии набежало куча диванных аналитиков со словами «Я бы никогда не перезагрузил второй коммутатор при нерабочем первом имея в запасе всего лишь 3(!) часа». Однако, как я считаю, выбора особо не было. Можно каждую полученную проблему скидывать на других. Можно при любой проблеме говорить «Требую 10 часов, запасную железку и специалиста из cisco». Однако это совершенно нецелесообразно. Вы все равно никогда не сможете все сделать именно так. Поэтому, надо пробовать все сделать самому. Пусть есть вероятность того, что вы все навернете и будете виноваты, но если так не делать, то вы будете все делать очень долго и .., ну короче не приемлемо это.

    Результат-то какой? Система с дублированием за 84000$ умирает во время штатной чистки…

  3. Совершенно неожиданное следствие. Информационные войны. Что вы делает, когда видите очередную новость.

    1. Вы ей верите. В этом случае вас легко обмануть. Зомбоящик не дремлет.
    2. Вы ей не верите. В этом случае вы легко пропускаете настоящие события. Это делает бессмысленным cам просмотр новостей.
    3. Вы досконально её проверяете. Тут несколько нехороших следствий.
      • Вы тратите кучу времени.
      • Вы не только не можете гарантировать истинность, но теперь вы еще и знаете, что не можете)
  4. Совершенно неожиданное следствие 2: маркетинг.
    Маркетинг полностью опирается на то, что вы не в состоянии проверить. Из-за этого вы вынужденны доверять. Из-за этого вас можно обмануть даже не наврав.

Небольшой тест

1) Прошли ли вы по ссылке, чтобы узнать была ли эта история?
2) Прошли ли вы в профиль автора, чтобы узнать не произошло ли разоблачения через несколько дней?

Если вы думаете, что хабр доверенный сайт, то сильно ошибаетесь. Доверять там можно лишь десятке авторов. Также стоит отметить что примерно половина статей там написана такими товарищами, как alizar и marks. Они отличаются тем, что особо не морочатся с проверками, соответственно, информация от них не может быть верной даже на 90% [цифра взята с потолка]

Для того, чтобы не быть голословным — вот статья. Эта статья была первой в топе за сутки. Я лично её плюсанул. А вот в комментариях где-то внизу что-то там навыясняли и поняли, что это невозможно. После долгих споров с автором (автор действительно был уверен, что у него получилось), была написана вторая статья c опровержением. Так что проверяйте и рейтинг статьи, и карму её написавшего.

Еще немного про решения.

В качестве примера возьмем что-нибудь известное. История выдумана.
Вам говорят — даете нам деньги — возвращаем с большим процентом через месяц. Вероятные исходы расписывать неохота, но я думаю вы догадываетесь, что в любом случае вы можете как проиграть, так и выиграть. Верного решения нету. Тут, по-хорошему, надо просто посчитать мат.ожидание и действовать так, что бы максимизировать его. Естественно, посчитать его не получится, поэтому никаких шансов даже просто действовать по вероятности вы не получите.

Резюме:

При принятии любого решения вы учитываете огромное множество факторов. Поэтому, чтобы не делать их бесконечным, вы игнорируете невероятные факторы. Из-за этого возникают ошибки. Их никак нельзя предотвратить, по большей части невозможно предсказать и зачастую невозможно даже узнать об их возможности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *