Система шестилетней давности

Когда-то очень давно когда я учился в школе, у меня не было ноута. При этом уже тогда мне нравился линукс, который я таскал с собой на внешнем жестком диске. Когда я приходил на кружок по программированию, я доставал специальный mini-cd диск на 200 мегабайт, содержащий загрузчик Grub 0.97. Школьные машины не умели грузиться по USB, но имели cd приводы.

В те времена я еще не очень хорошо был знаком с внутренним устройством линуксов, поэтому мне пришлось перебрать несколько дистрибутивов, чтобы понять какой из них умеет загружаться с внешнего жесткого диска. Я все еще помню свои результаты:

  1. ASPLinux — крутой инсталлятор, проблемы с софтом, очень старая (уже по тем временам) версия дистрибутива
  2. Mandriva — сидел около года, наверное. Но с диска она грузиться не умела
  3. Fedora — норм система, но чем-то не понравилась
  4. ArchLinux — графику не завезли, при нажатии бекспейса на консоли TTY раздавался страшный звук из динамиков, который меня сильно пугал
  5. Gentoo — поставил, только клавиатура не работала. И графики не было. А так в принципе норм, приглашение логина появлялось. Зато без initramfs грузился
  6. OpenSUSE — грузилась с диска, работала, имела пакетный менеджер
  7. Ubuntu — с диска не грузилась, судя по всему из-за автоустановки и настройки проприетарных драйверов на видеокарту.
    Раздражала из-за своей простоты. Тем не менее, в тем времена Cannonical рассылала бесплатно свои диски, и у меня была идея фикс на следующем релизе (10.04) попросить их прислать мне пару дисков.
    К сожалению, именно начиная с этой версии они эту халяву прекратили
  8. Kubuntu — сидел около полугода, норм система
  9. Mint — сидел года два. Любимая система до арча. Отличалась открытием менюшки аналогичной Win по 4-5 секунд. С загрузкой процесса python2 на 100%. Поэтому я не люблю питон

Короче, на диске у меня стояла OpenSUSE. В СУНЦе диск благодаря одалживанию различным нехорошим личностям раздолбался (а это не самая легкая затея раздолбать ADATA SH93), и до недавних пор пылился, потому что я разобрать его не мог. Но сейчас у меня дошли руки, поэтому с помощью ножа, топора, рычагов и грубой силы я раздолбал внешнюю неразбираемую оболочку и, неожиданно, извлек вполне рабочий Western Digital Blue 500GB.

На диске было много разделов. Больше всего меня интересовал NTFS раздел на 360 гигов. Он не монтировался и был вполне мертв. R-Studio восстанавливал файлы три дня.

После восстановления самых интересных файлов я решил загрузить систему, которая была установлена на диске. К сожалению, с машиной, способной его загрузить были серьезные проблемы. Система была слишком старой, чтобы загрузиться на моем новом ноуте. Ноут, на котором считаются пульсары не в состоянии загрузить ничего, кроме установленного арча. Один из стационаров, с установленным линуксом (Manjaro) долго пытался передать управление Grub’у на диске, но безуспешно. Перебор параметров запуска тоже результатов не дал. Стационар, на котором исходно все это ставилось, стоит в полуразобранном состоянии, и возможно, не загрузит за свою жизнь больше ни одной системы. Оставшийся стационар не имеет установленного Grub, очень старый и не умеет грузиться по USB.

И тут я вспомнил про тот самый mini-cd с Grub 0.97

Фотка, к сожалению, не передает всего спектра отчания, царапин и потертостей диска, который мне спасал жизнь больше десятка раз

Он был найден, почищен, и я попытался загрузиться с него воткнув его в cdrom 12-летней давности. Загрузившаяся винда, выглядела неутешительно. Ничего, dvdrw в этой машине оказался не такой старый. И Grub 0.97 начал грузиться. Грузился он долго, секунд 20. Именно тогда я понял для чего были нужны была выводимая линия из точек. Диск был, очевидно, поврежден, и, с учетом того что я его создавал сам (это был не прошитый iso образ), второй было взять неоткуда. Все диски с дистрибутивами, оказавшиеся под рукой, внутри имели syslinux, консоль которого оказалась слишком убога, для того чтобы запустить ось. Пришлось искать инструкцию десятилетней давности по созданию загрузочного Grub 0.97 образа. И она найдена не была. Был найден образ SuperGrub диска — с загрузчиком второй версии. Этот неправославный образ был прошит на одну из миллиона пустых домашних болванок, после чего я начал экспериментировать с консолью.

Справа православные диски, слева — нет

Неправославное меню Grub 2

Надо сказать, что в те времена, установка была сделана максимально простой. Это как жигули по сравнению мерседесом. Вроде бы на мерсе ездить поприятнее, но если он сломается, то чинить его самому достаточно бесполезно. Особенно, если последние годы он стоял в какой-то тарелке.

Меняю таблицу разделов дабы система смогла все подмонтировать

Свою текущую систему я вряд ли осилю запустить через много лет, раздобыв свой старый SSD просто потому, что сделано достаточно много заморочек с шифрованием. И да, root раздел у меня тоже зашифрован. Но тогда были другие времена, и простота (в значительной степени от неумения) была моим девизом.

Немного о системе

Параметры ядра удалось подобрать, свой логин и пароль я как-то вспомнил.

Интуитивно очевидные команды

На борту обнаружилась openSUSE 11.3 «Teal» с ядром 2.6.34.7.

Последний логин в систему — 6 марта 2012

Внутри меня встретил православно-ностальгический Gnome 2.6.30 с приятно настроенным компизом. Кубический рабочий стол, эффект матрицы на заставке. На любой чих система требует права рута. Хочешь подмонтировать флешку — рут, хочешь запустить иксы — после старта дай рута, даже на уход в сон без него не обойтись. Тем не менее, система летает на старинном оборудовании. И е-мое, старый gnome конечно уступает новому kde, но он лучше всех остальных оболочек. Еще из софта стоял virtualbox, skype, gimp, lazarus, dosbox, mc, chrome, wine, java, vlc и ряд стандратных игр. За шесть лет практически ничего не поменялось. Хотя после dolphin’a я не могу смотреть ни на проводник, ни на nautilus, ни на thunar. Ну и еще я теперь люблю запускать htop, а виртуалки гашу только вместе с машиной.

Пара старых скриншотов и пара новых, к сожалению, год на часах не написался:

Матрица на заставке

Вот так мы агитировали за линукс школьников (рисовал это, само собой, не я)

Современный скрин

Хром пытается восстановить оборванную сессию

Видео загрузки (мне на память) бонусом:
res.mkv

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *