Численные методы

Шел обычный день. Заснул всего лишь в полночь, а будильник был заведен на 5 утра. Я встал легко — экзамен мотивировал. Правда, была небольшая злость из-за того, что он начинался в 9 утра — поэтому пришлось так рано вставать.

Полнолуние, 5:40. Что может пойти не так?

Полнолуние, 5:40. Что может пойти не так?

В автобусе я снял куртку, а потому почти моментально заснул. Естественно, с таким рейсом в пробку не попасть. Не попал я и на этот раз. Первый сюрприз меня ждал, когда я попытался использовать неоплаченную социалку — она оказалась оплачена. Но вот после этого… Я сел в поезде, потому что он был пустой. Это было невероятно. Оказывается в семь утра в Москве в праздники почти никто не ездит на метро. Я спал всю серую ветку. После этого я спал всю красную. На станции Университет я принял волевое решение ехать дальше, до победного конца. У меня было в запасе столько времени, что мне было нехорошо от этого. После пересадки на конечной и еще трех сонных перегонов стало понятно, что дальше делать нечего, и я вышел из метро.

Улица встретила меня кошмарным холодом. Он буквально выпивал из меня жизнь, это было ужасно. У меня возникла мысль развернуться и уехать домой, но меня останавливало то, что придется ждать на остановке — ведь это еще хуже, чем пытаться дойти до ВМК. Впрочем, я дошел. Что особо интересно, это насколько у меня изменилось поведение при единственном переходе через дорогу. Меня хватило, чтобы повернуться и посмотреть прежде чем переходить, но во время перехода я никуда не смотрел и ничего не контролировал. Когда я ввалился во второй гуманитарный, состояние было паршивым. Потом были несколько минут поисков студенческого, и еще минут десять переноса различной электроники и макулатуры из куртки на себя. До экзамена оставалось еще 40 минут, и мне следовало начать готовиться.

Я прошел на шестой этаж, где посмотрел расписание и убедился: времени действительно дофига. Очередной раз прошелся по списку билетов, чтобы убедиться, что я не знаю только 2 из 21. Потом я спустился вниз, где остановился около СУНЦов — Стаса и Саши. Я не помню о чем мы болтали, но я хорошо запомнил, что Стас хотел быть поближе ко входу, чтобы зайти раньше. Через пятнадцать минут после начала экзамена нам объявили, что те, кто не влез пускай приходят через полтора часа. Меня немедленно начало бомбить из-за того, что я встал в пять утра. Но делать-то нечего. Зато попил чай. Во второй раз я старался войти пораньше. Впрочем, меня немножко останавливал тот факт, что на вывод доказательств большинства билетов у меня уйдет сама вечность, так что я думал, что посидеть 3 часика будет неплохо. Я зашел где-то шестой с конца и это было роковой ошибкой, хотя я этого и не знал. Еще большей ошибкой было то, что я вытянул один из этих несчастных двух билетов, которые я не знал.

На экзамене была десятибалльная система, как в ФизТехе.

  1. 1 балл за посещение 60% лекций
  2. 2 балла за первый отчет
  3. 2 балла за второй отчет
  4. 2 балла за доказательство
  5. 1 балл за формулировку
  6. 2 балла за задачу

На экзамене можно было свободно списать. Но я этим заниматься не стал, так как смутно представлял откуда и как. Впрочем схему я придумал. Надо было где-то через полтора часа выйти, по пути достать телефон из портфеля и нагуглить. Ну да ладно. Задачу я решил, хотя до самого конца сомневался правильно или нет. Прямо за мной сидел Стас и Никита. Передо мной сидел Мокин. Справа Наташа и Данила(Полыковский). Спереди и справа Саша. Впрочем, Данила вскоре ушел. Как и Никита. А вот мы остались. Развлечение, которое подсказал Стас — перенос печати с билета на черновик быстро всем наскучило. Хорошо было Мокину — он все это время решал свою численную задачу. А вот я постепенно сходил с ума. Наташа сидела в контакте с телефона. Стас предложил сыграть в шахматы. Я тогда, естественно отказался. Я думал, что решат, что мы друг у друга все списываем и выгонят. Но через час я передумал. Мы сыграли прекрасную партию в 11 ходов, которая закончилась моей капитуляцией.

Когда меня вызвали, я уже слабо соображал. Я мог получить любую оценку — от 2 до 5, несмотря на отсутствия основной части, и это убивало. Экзаменатор решил меня добить попросив начать именно с него, и мне пришлось вспоминать что же там примерно было, чтобы он меня не выгнал сразу. Я написал ему общий смысл билета без единого утверждения и доказательства, постоянно проговаривая про себя «Неужели нельзя было это придумать за 8 часов?». После этого с меня была спрошена формулировка — на ней менять завалить было невозможно, так что я даже не нервничал. После пришел черед задачи. Тут все оказалось сложнее. Во-первых, я решил ее правильно(слава богу!). Во-вторых, он спросил меня что такое число обусловленности. Это не было бы такой большой проблемой, если бы с начала экзамена не прошло без малого 8 часов. Этот вопрос был эквивалентен самому хорошему билету, но я соображал слишком плохо. В конце концов я решил ДИСКРА!!! Дискра означает на моем внутреннем жаргоне, что если вы что-то спрашиваете без подготовки, то я имею право отвечать с ошибками. Я написал пяток формул, после этого сказал «Где-то здесь надо взять норму от каких-то частей неравенств, а после этого 2 из них перемножить. Получится следующее уравнение..» Уравнение было написано правильное, так что вопрос исчез.

В первом отчете было очень смешно, когда он выяснил, что я не реализовал метод Рунге-Кутты второго порядка. Я ему сказал, что это было не интересно, так как четвертый порядок лучше по всем параметрам. Он сказал, что на практике не по всем, потому что четвертый метод предъявляет дополнительное требование к функции. Увидев мой разжегший интерес в глазах, он остановился и с подозрение спросил «Какой кстати? У вас это было в курсе.». Естественно, я не помнил какое, но это не помешало мне ответить «Наверное у функции должна быть четвертая производная». Посмотрев на него, я понял что нужно что-то еще, и добавил «И, возможно, она должна быть непрерывной.» Видимо этого действительно хватило.
На втором отчете он меня таки завалил, т.к. я не смог ему внятно объяснить теорию, в которой потом и сам запутался. В итого у меня было 7 из 10 — верхняя граница четверки.

Я поехал домой, не заезжая в общагу. По пути я хотел посмотреть последнюю часть хоббита. В метро я достал телефон, но вместо поиска кинотеатров я зашел в контакт, с удивлением обнаружив от какого-то неизвестного парня сообщение в стиле «Влад, привет. У тебя есть лекции по ЧМам? Очень нужно!» Из-за адреналина я мало что соображал, поэтому я ним початился минут 20, полностью объяснив ему что как и почему на ЧМах. Как потом выяснилось это был СУНеЦ моего года выпуска.

Хоббит шел слишком редко и неудачно, поэтому я решил не рисковать с последним автобусом и не идти на хоббита. Прийдя на остановку, передо мной встала очередная дилемма — сесть на маршрутку и уехать или пойти в макдональдс и уехать потом на автобусе. Выбор был легким — конечно же макдональдс! Родителей дома нет, как следствие нет и еды. А я за весь день так ничего и не съел. Впрочем, мне и не хотелось, поэтому я взял с собой еду и уехал домой. Еды хватило даже на завтрак.

Утро после экзамена

На последок я публикую нашу партию в шахматы со Стасом. Оригинал, который я записывал на экзамене у меня отобрали, поэтому пишу по памяти (больше суток прошло). Если что не так — Стас поправит.

1. e4 — c5
2. Kf3 — d6
3. d4 — cd
4. Kd4 — Кc6
5. Ce2 — g6
6. Kc3 — Cg7
7. Kc6 — bc
8. Cd2 — Фb6!
9. b3 — Фa4Фа5
10. Ka4!!! — Ca1?
11. Ca5 — …

1:0

Один комментарий к “Численные методы

  1. Станислав А.

    Пятый и шестой ход за белых были в другом порядке, а восьмым ходом за чёрных я думал был Л.b8. И ход Ка4 не заслуживает, на мой взгляд, даже одного восклицательного знака.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *